В прошлом году экспорт украинских товаров достиг рекордных показателей с 2012 года – почти 70 млрд долларов. Больше всего Украина продала за границу аграрной и металлургической продукции. Это пшеница, жиры и масла, а также электрооборудование, машины и механизмы. Не последнюю роль в увеличении украинского экспорта сыграли новые международные рынки. Детальнее о структуре украинского экспорта и перспективах сбыта рассказывает Центр общественного мониторинга и контроля.

Рекордный экспорт товаров

По информации Министерства экономики, экспорт товаров в 2021 году составил 68,24 млрд долларов. Это самый большой показатель с 2012 года, когда сумма достигла 68,81 млрд долларов. Если сравнивать с 2020 годом, то стоимость экспорта выросла на 19,04 млрд долларов.

В Минэкономики отмечают, что лидерами зарубежных продаж стали продукция АПК и металлургической промышленности. В первую пятерку наиболее популярных товаров входят минеральные продукты (8,42 млрд долл.), жиры и масла животного и растительного происхождения (7,05 млрд долл.), а также механическое и электрооборудование, машины и механизмы (4,82 млрд долл.). Экспорт готовых пищевых продуктов в 2021 году вырос на 13,1% и составил 3,8 млрд дол.

Что касается традиционного экспорта зерновых, то на 21 января, в 2021/22 маркетинговом году Украина экспортировала 36 млн тонн пшеницы, ячменя, ржи и кукурузы. Это на 7,8 млн тонн больше, чем за предыдущий маркетинговый год.

Новые рынки для украинской продукции

В течение 2021 года, благодаря совместной работе Министерства иностранных дел и Госпродпотребслужбы (ГППС), национальные производители получили доступ на рынки 21 страны мира. В результате более 200 украинских компаний приступили к экспорту или работе за рубежом.

В частности, в прошлом году Госпродпотребслужба согласовала новые сертификаты на торговлю с Сербией, Бельгией, Литвой, Словакией, Боснией и Герцеговиной, Грузией, Японией, Аргентиной, а также рядом стран Африки и Ближнего Востока. Среди сертифицированных товаров – молоко и молочная продукция, мед, столовые яйца, мясо птицы, малый и крупный рогатый скот, живые улитки и другие.

Следует заметить, что государство не пытается открыть новый рынок просто так, «для галочки». За каждым из таких решений стоит запрос бизнеса.

«В ноябре 2020 года мы вместе с коллегами из Республики Сербия согласовали форму сертификата здоровья для импорта меда в эту страну. Экспорт из Украины начался сразу, и сегодня мы имеем неплохую динамику: +158 тонн меда в Сербию с самого начала», – рассказала глава Госпродпотребслужбы Владислава Магалецкая.

Также в 2021 году профильные ведомства возобновили доступ украинских товаров на рынки пяти стран СНГ: Азербайджана, Узбекистана, Молдовы, Таджикистана и Туркменистана. Из-за денонсации предыдущих соглашений специалистам ГППС пришлось переутверждать сертификаты на торговлю в этих странах.

«Мы продвигаем украинский экспорт и привлекаем иностранных инвесторов. Это один из ключевых приоритетов Стратегии внешнеполитической деятельности Украины», – подытожил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.

Планы на 2022 год

По словам председателя Госпотребслужбы Владиславы Магалецкой, региональные рынки в разных точках мира тесно связаны между собой. Чтобы попасть на них, прежде всего, следует договариваться со странами-«хабами» и региональными экономическими организациями. Примером такой организации является АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

В настоящее время МИД, Минэкономики и Госпродпотребслужба работают над открытием 12 новых рынков в этом регионе. Договоренности предполагают экспорт мяса, яиц, молока, кормов, рыбы и других продуктов.

Кроме того, в приоритетах на 2022 год – открытие новых экспортных возможностей в Китай, Ближний и Дальний Восток, Северную и Южную Африку, Южную Америку. А также расширение перечня товаров для экспорта в страны Евросоюза. Всего планируется согласовать более 150 товарных сертификатов.

«В этом году (в 2021-м, – ред.) мы сделали огромный шаг по улучшению условий для наших экспортеров мяса птицы. На очереди новые взаимовыгодные договоренности, которые принесут и Украине, и ЕС новые возможности», – прокомментировала Владислава Магалецкая.

Эксперты отмечают, что открытие новых рынков – это не только увеличение экспорта национальных товаров. Это также новые возможности для украинского бизнеса, новые рабочие места, улучшение торгового баланса и многое другое.