Высказывание древнегреческого философа Сократа: «Кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины» как нельзя лучше подходит ко всем участникам образовательного процесса! Согласитесь, государство и его граждане оказались не готовы к онлайн-образованию. Именно дистанционка стала индикатором того, на сколько, кто и как быстро может самоорганизоваться.

И если в прошлом году дистанционное обучение воспринимали как «гостя», то сейчас к нему все уже привыкли, что заставило сказать “па-па” зоне комфорта и ученикам, и родителям, и учителям.

Ученики

Но самыми гибкими оказались именно ученики. Так, во время первой волны жесткого карантина дети воспринимали дистанционное обучение, как большие каникулы. Тогда их академические показатели резко упали. Если в прошлом году дети придумывали отговорки типа «у меня пропал интернет» или «я был у бабушки», то сейчас они относительно самоорганизованы. В частности, они конспектируют урок, меньше нарушают дедлайны, научились планировать свой распорядок дня и управлять личным временем, начали активно использовать интернет для обучения и поиска информации.

Дистанционное обучение способствует раскрытию потенциала застенчивых пассивных учеников, которые в классе старались быть незаметными.  Во время онлайн-обучения  такие дети становятся активными, уверенными, проявляют инициативу, потому что перестают бояться негативной реакции  своих одноклассников. Это относится к тем детям, которые прилагали усилия в школе, чтобы получить знания, и на удалёнке спокойно занимаются.

Родители

Конкретно попали так называемые «тепличные дети» вместе со своими чересчур заботливыми родителями. Там у всех «всё плохо». Мамы с папами считают, что им приходится больше заниматься с детьми, особенно с учениками младших классов, а если их “вундеркинд” вдруг начинает отставать по некоторым предметам, то вдобавок приходится  ещё и оплачивать его занятия с репетиторами.

По сути, все ученики перешли на самостоятельное обучение: учитель отправляет задание, список новых тем, и школьники вместе с родителями сидят, разбирают и делают. На это уходит много времени. Учитывая то, что родители отвыкли вместе с детьми делать уроки, и сейчас хочешь-не хочешь, а необходимо это делать, у многих появляются дискомфорт и злость.

В родительском чате — вакханалия, мамы и папы мысленно проклинают учителей, а те в свою очередь — родителей. Одни родители требуют полноценные онлайн уроки, другие  хотят выполнять задания по учебнику и в тетради, а третьи хотят на платформе, например, Google Classroom. Как школе и учителям под всех подстроиться? Не от хотения учителей все это происходит.

Родители по-разному реагируют на дистанционное обучение, но в целом положительно и с пониманием. Конечно, онлайн-обучение не заменит уроков в классе, но это отличное решение в сложившейся ситуации. Со старшими школьниками почти нет проблем. Они самостоятельно изучают новые темы, смотрят обучающие ролики в интернете, делают домашнее задание. Родителям только нужно проверить. 

Учителя

Сложности и упущения, конечно, есть и со стороны школы и преподавателей. Ведь изучение нового материала учителя переложили на детей и родителей.

Например, далеко не все педагоги готовы к использованию современных технологий и имеют опыт дистанционного обучения, но учебный процесс прерывать никак нельзя, поэтому они просто фотографируют задание с листочка, с учебника, находят видео в YouTube и отправляют ссылку по «Вайберу» или в Google Classroom. При этом мало, кто из учителей дает обратную связь. Преподаватель должен не просто давать ученику задачи и проверять их, но и объяснять новую тему, делиться полезными учебными материалами для лучшего усвоения учащимися темы урока. Также педагог должен обращать внимание не только на тех учеников, которые выполняют задачи плохо, а на всех учащихся без исключения. Ведь ученики, которые выполнили задание успешно, также требуют внимания учителя, его похвалы. Отсутствие коммуникации демотивирует учеников.

Конечно! Мир уже изменился и никогда не станет прежним. Но для того чтобы выстроить новое, лучшее – старое необходимо сломать.  Нужно пробовать новые форматы, которые можно использовать и дальше, во время традиционного обучения. Поэтому, учителя, пользуйтесь “волшебством”, чтобы все дети оставались включены в процесс: игровая форма + микроопрос + привлечение интересных видео+викторины. В интернете есть множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и продумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться. Обязательно проводите короткую онлайн – летучку для объяснения темы и правильности выполнения заданий, как это делают только единицы педагогов наших школ. Тогда не будет перегружен «Вайбер» с вопросами от каждого ученика в отдельности. Экономьте свое время и организовывайте свой график. Если это сделаете вы, дорогие учителя, то это смогут сделать и ваши подопечные, равняясь на вас. А за родителями останется только контрольная функция.

Правила для мирного сотрудничества

Мамы, папы, бабушки и дедушки, вот вам главные советы в данной ситуации:

· постарайтесь понять, что роль учителей для вас всерьез и надолго

· объясняйте вашим детям и внукам, что учеба в школе поможет им совершенствоваться в разных областях, что нужно учиться не ради оценок, а ради знаний

· учите также ваших чад планировать каждый день, чтобы вам не приходилось сидеть до полуночи и делать с ними уроки

· переложить на школу воспитание своих детей невозможно, она этим не занимается

· предлагайте свои варианты и идеи по разрешению конфликтов между всеми сторонами учебного процесса.

*   *   *

 Дистанционное обучение — необходимая мера, к которой наша система образования и педагоги не готовы. И, к сожалению, мало кто из учителей эту ситуацию восприняли позитивно, как возможность получить новые знания и научиться преподавать дистанционно.  Но очевидно, что такая грандиозная махина, как образование, в одночасье не может развернуться, перестроиться, измениться.

Дистант — это шанс для всех нас, участвующих в процессе, пересмотреть смыслы нашего взаимодействия. Верьте в себя, в свои силы, прислушивайтесь друг к другу и общими усилиями у всех обязательно все получится!

Инга Калин