За последние три года форма образовательного процесса изменилась кардинально. Пандемия и война внесли коррективы в нашу жизнь, научили нас работать дистанционно. Положительная сторона дистанционного обучения – это возможность учиться и работать несмотря ни на какие жизненные обстоятельства.

На сегодняшний день только в Татарбунарской громаде 267 детей и около двух десятков учителей находятся за пределами нашего города, области или выехали за границу. Но это не мешает наставникам проводить онлайн-занятия, а ученикам виртуально присутствовать на уроке. Так что если раньше картинка представления о школе складывалась из таких пазлов, как просторный светлый кабинет, учитель – у доски, ученики – за партами, то сейчас –  это мониторы компьютеров, ноутбуков, экраны гаджетов на платформах Google Classroom, Zoom, Google Meet. В обычной жизни дети учатся командной работе, разрешению конфликтных ситуаций и эффективному взаимодействию друг с другом. В условиях дистанционного обучения у детей не так много возможностей получить ценное живое общение с педагогами и сверстниками.

Карантин сделал всех учеников «заочниками»

Вызванный коронавирусом карантин застал педагогов, родителей и школьников врасплох, и наши школы, как и большинство других учебных заведений в Украине не смогли быстро перестроиться, чтобы наладить работу в дистанционном режиме. Учителя всю жизнь преподавали вживую, к новым реалиям не были готовы. Детям скучно часами слушать преподавателей и записывать конспекты: безразлично, онлайн это или офлайн. Особенно страдали дети в сельской местности из-за отсутствия или плохого Интернета, ученики младших классов из-за неумения пользоваться гаджетами. Игры – это одно, а вот компьютер или планшет для обучения совсем другое.

Следует отметить, что в этом учебном году дистанционное обучение стало более эффективным по сравнению с прошлым учебным 2020-2021 годом. Если раньше преподаватели бросали детям только видеоуроки с Youtube, задания и тесты для самостоятельного изучения, то сейчас процесс  выглядит гораздо цивилизованнее: учителя освоили новые методы преподавания, даже педагоги старшего поколения овладели компьютерными навыками. Пользуясь платформами Zoom и Google Meet, преподаватели проводят онлайн-уроки, объясняют новый материал, а также в Viber и Google Classroom дают задания. Дети видят на экране учителей, могут с ними общаться и задавать вопросы. В любой момент могут присоединиться к конференции и директор, и завуч школы, и работник отдела образования, что дополнительно стимулирует и учителя, и учеников быть, как говорится, в тонусе.

Главное для учителей – эффективно интегрировать себя в учебный процесс нового формата

В основном, учителя постоянно повышают свою квалификацию, потому что дистанционная работа, связанная с новейшими технологиями, требует быстрого мышления. Специалистам старшего возраста это сложнее, но учителя ищут разные платформы. Хотят развиваться, проходят курсы, чтобы отвечать вызовам современности. Есть специалисты пенсионного возраста, которые не просто научились, а на высоком уровне преподают свой предмет. Главное – здесь желание, хотя следует отметить, что не все педагоги сразу начали использовать возможности онлайн и обогащать учебный процесс с помощью видео интерактивных викторин. Многим педагогам тяжело проводить даже уроки в ZOOM. Так что можно понять тех учителей, которые уволились, так и не сумев освоить азы дистанционного метода обучения, или ушли на заслуженный отдых, давая дорогу молодым перспективным работникам.

О нагрузке. В период карантина педагоги работали 24 часа в сутки без надбавок: постоянная связь с родителями, проверка работ учащихся, подготовка к учебным занятиям и задачам с подробными инструкциями занимают много времени. Педагоги сейчас работают как в стенах школы, так и на дому, в зависимости от обеспечения интернетом и техникой. Техническое оснащение учащихся не менее важно. Для всех это новое, а все новое дается непросто, но и учителя, и дети стараются учить и учиться по-новому.

О родительском контроле

 Важен вопрос ответственности, насколько правильно расставлены приоритеты у всех участников учебного процесса. Родители должны контролировать, помогать, поддерживать детей в это сложное время. Многие современные родители и без реалий дистанционного обучения пытаются контролировать каждый шаг ребенка. А теперь «сам карантин велел». Жаль, что есть такие родители, которые не воспринимают ситуации и совсем не поддерживают своих чад, возлагая всю ответственность за обучение только на школу и учителей.

Плюсики «дистанционки»

Бытует мнение, что дистанционная форма обучения подходит для ответственных детей, которым не нужен контроль со стороны взрослых. Тем более, что дома господствует предполагаемая и спокойная атмосфера. Ученик вырабатывает собственный ритм и соблюдает его без дополнительных переживаний, успеет ли он что-нибудь или нет. Есть возможность почувствовать, как это круто, когда ритм формирует не школьный звонок и перерыв между уроками, а ты сам.

Второе, когда что-то неясно, в школе дети часто стесняются попросить учителя объяснить материал еще раз. В онлайне это не проблема: ребенок может прослушать урок или его часть столько раз, сколько нужно закрепить знания. Важно, что дистанционное обучение позволяет углублять знания в наиболее интересных детям предметах.

Ещё один положительный момент: не надо уговаривать своё чадо подняться с постели как можно быстрее. Ребенок получает возможность проснуться в 8 и вливаться в обучение бодрым, без хронических синяков под глазами. Не надо гладить одежду и собирать рюкзак и обед в школу; отвечать у доски. Да и врачи подтверждают, что во время домашнего обучения дети меньше болеют: уменьшается количество контактов в школе и транспорте.

Почему общий уровень знаний становится ниже?

Исследования доказывают, что большинство детей — познают мир через практический опыт. В онлайне большей частью не существует практики — одни данные, которые нужно как-то переработать и усвоить. И хорошо, когда учитель пытается разъяснять тему. Но мы знаем немало случаев, когда детям просто сбрасывают номер параграфа и страницы, и они сами проходят материал. Если что-то непонятно и переспросить преподавателя нет возможности, не каждый школьник пойдет сам исследовать тему. Отсюда пробелы в образовании.

Также отрицательно влияют на дистанционку – отсутствие электричества, связи, некачественный интернет. Не все учащиеся выходят на связь, выполняют домашние задания, участвуют в онлайн-уроках. Также дети невнимательны, иногда забывают об уроке, не дисциплинированы. За экраном не видно, кто работает, а кто нет. Бывает, ученики начинают отключать видеокамеры. Если ребенок заниматься не хочет, то учитель не сможет его заставить.

Конечно, лучше учиться очно. В классе другое дело: ученик сидит за партой, учитель видит, что он написал, чем занимается. У ребенка, обучающегося онлайн, нет возможности общаться со сверстниками. Это тоже объективная проблема.

Дети на удаленке продолжают шалить

Выдумывают себе никнеймы, например: Dashka, Lemon, Nastik, Чипурчик. Учителя не понимают, кто это и требуют появляться только под своими настоящими именами. Ушли в прошлое старые шпаргалки, появились ГДЗ – готовые домашние задания в интернете. А еще современное поколение с удовольствием изобретает новые формы. Заходят на сайты, чтобы написать самостоятельную работу или пройти тест и регистрируются не один раз, а два-три раза. Первый раз делают задание, закрывают и автоматически высвечиваются все ответы. А потом – дело техники.

Изобретательные не только дети, но и учителя, которые дают самостоятельные работы, где задания построены так, что списать невозможно. Благодаря этому у школьников развивается логическое мышление и приходит осознание того, что все равно любой школьный предмет нужно учить и знать.

Чтобы учиться онлайн, дети должны сознавать, уметь планировать день и управлять своим временем. Самоорганизоваться сложно, особенно младшим детям. Внимание рассеивается даже от того, что ничего вокруг не меняется, в одной и той же комнате они спят ночью, учатся днем, играют вечером.

Врачи бьют тревогу

Терапевты подчеркивают, что не сформированный скелет ребенка не подстроен для длительного сидения на месте. Чтобы укрепиться, он нуждается в постоянных физических нагрузках.

Офтальмологи вообще не советуют детям находиться у экранов более двух часов в сутки. На практике многие школьники целыми днями просиживают перед мониторами, что негативно влияет на зрение. К тому же после обучения дети сразу переключаются на развлекательный контент в гаджетах, поэтому время жизни в гаджетах увеличивается чуть ли не вдвое.

Учеба под звуки сирен

В условиях военного времени из-за сигналов воздушной тревоги учиться онлайн невозможно, ведь учащиеся должны идти в укрытие. Учителя прекращают занятия, спокойно сообщают учащимся, что объявлен сигнал воздушной тревоги. Акцентируют внимание школьников на том, что они должны пройти в безопасное место, установленное их семьями. Мы все надеемся на скорое разрешение конфликта и окончание войны в Украине, чтобы все полноценно смогли вернуться к мирной жизни.

Экстренные обстоятельства – отличный повод провести работу над ошибками и подготовить систему образования к возможным вызовам в новом учебном году без войны и пандемии.

Образовательные эксперты уверены, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Поэтому в данный момент в условиях правильно организованной «дистанционки» у всех учащихся есть возможность больше учиться самостоятельно.

Но мы считаем, что будущее – за смешанным обучением. Смешанный учебный процесс, при котором будут совмещаться и дистанционная, и очная формы обучения.

Инга КАЛИН

Марина Ульянкина