Любимчики и не-любимчики всегда с нами. Конфронтация этих двух лагерей, которая создается стараниями учителей, привилегированность одной стороны и недовольство другой — и есть проблема, о которой мы поговорим.

Итак, чувство справедливости у детей обострено до предела. Они чутко ощущают отношение учителя и к себе, и к другим ученикам. Детей всегда ранит, когда к ним относятся не так, как им бы хотелось. И часто негатив в отношении ученика к учителю связан с тем, что ребенок недополучает от педагога внимания и не видит адекватной оценки своего труда. Потому что оценка — это дело совести, интеллекта и компетентности учителя. И адекватность оценок зависит, прежде всего, от профессиональных и человеческих качеств самих педагогов.

Значит мудрому учителю не нужно выделять любимчиков, а необходимо стараться всех понять. Это сложно, потому что учитель — обычный человек и имеет право на собственное отношение к чему бы и к кому бы то ни было. Вызвать стойкую неприязнь или, наоборот, стать фаворитом у учителя может кто угодно, причем по причинам, непонятным порой даже самому педагогу. Например, ученик на уроке сознательно провоцирует вас на разговор, иногда по теме предмета, иногда — выходя за ее рамки. Чтобы преодолеть невольно возникающее при этом раздражение, вы должны достойно и терпеливо выслушать ученика и дать ему ответ.

В сознании любого учителя существует образ идеального ученика, потенциального кандидата в любимчики. Нарисовать его можно такими штрихами: ученик открыт к общению, обучению и сотрудничеству, стремится к знаниям, в меру дисциплинирован, обладает рядом положительных личностных качеств. Такой ученик дает учителю возможность чувствовать удовлетворение от затраченных усилий. Детей, хоть как-то приближающихся к этому идеалу, учитель воспринимает как «удобных» учеников и хороших людей, чаще их спрашивает, активнее поддерживает, сам не всегда это осознавая. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает им, будучи твердо убежденным в своей объективности.

Другое дело — такая категория любимчиков учителей, как «блатные» дети… Они могут не тянуться к знаниям, не отличаться дисциплинированностью, — это вынужденные любимчики, любимчики «по необходимости». Как быть в этом случае — дело совести каждого из вас.

Школьники бурно реагируют на подобные ситуации, жалуются друг другу на форумах, обсуждают эту проблему со всей серьезностью, свойственной их максимализму.

Ситуация, когда к ребенку относятся несправедливо, не может оставить равнодушным ни одного родителя. Надо срочно пойти и разобраться с этими педагогами! Но перед тем, как лезть на амбразуру, разведайте ситуацию:

• поговорить с другими родителями – дети обычно рассказывают им о происходящем;

• понаблюдать за поведением ребенка: с радостью ли он идет в школу, хорошо ли ест и спит;

• попасть в школу на перемену или на внеклассное мероприятие.

Степени «нелюбимости» могут быть разными:

Открытая неприязнь. Самая заметная и тяжелая форма. Насмешки, оскорбления, а то и рукоприкладство – вещи, требующие незамедлительного рассмотрения. Убедившись, что все это имеет место, можете смело обращаться к директору, задумываться о переходе в другой класс или школу. Если случаи совсем вопиющие, можно положить чаду в портфель включенный диктофон – перед тем как выдвигать обвинения, хорошо бы убедиться в их справедливости.

Придирки. Как правило, выражаются в регулярном и не слишком справедливом занижении оценок. Мотивы – «чтоб не умничал» и «слишком задается». Придираются обычно к аккуратности или прочим мелочам. Особенно обидно, если предмет относится к любимым и ребенок действительно знает его хорошо.

Ребенку объясните, что главное для вас и для него – реальные результаты, а не оценки. Но иногда требования учителей, повышенное внимание к дисциплине и аккуратности может не нравится. Но все люди разные, и надо учиться реагировать на это спокойно. Ведь педагог сменится, а знания – останутся с тобой.

Равнодушие. Диагностируется сложнее всего. Вроде не кричит, не придирается, а что-то не так и ребенок это чувствует. Иногда взгляды и интонации ранят сильнее, чем слова. К учителю с этим не подойдешь. Но просто доверительный разговор с педагогом помогает наладить контакт.

С ребенком поговорить тоже стоит. Рассказать, что все взрослые – разные. Но главная задача учителя – учить, а любить и хвалить будут друзья и близкие. И, конечно, обеспечивайте необходимые любовь и понимание в семье. Тогда равнодушие педагога будет восприниматься проще.

Не стоит:

• пренебрежительно отзываться о педагоге или об учителях вообще при ребенке;

• пытаться решить проблемы на перемене, при других детях;

• «задабривать» учителя подарками или деньгами – педагог, резко «полюбивший» ребенка после коробки конфет, вряд ли заслуживает доверия.

Учителю, как и любому живому человеку, присущи разные чувства, и осуждать его за то, что ему кто-то из учеников нравится больше, а кто-то вызывает негативные эмоции, не стоит. Другой вопрос — имеет ли право учитель открыто демонстрировать свою симпатию, ставя хорошие отметки за заведомо слабые знания? Как минимум, такое поведение свидетельствует о его непрофессионализме. Потому что эталоном в отношении учителя к ученикам является нейтралитет, но — обязательно заинтересованный, неравнодушный.

Инга Калин