Как быстро летит время, перелистывая на ходу яркие и не очень страницы книги под названием «Жизнь»! Еще вчера молодым учителем переступила порог родной школы – и вот уже за плечами целая педагогическая эпоха. На моем пути встречались замечательные, мудрые, настоящие Учителя с большой буквы, которым я безмерно благодарна. Были и другие, кардинально другие, которым тоже благодарна. Но самая главная ценность моей педагогической деятельности – мои ученики! Мне с ними всегда везло. Благодаря им, их чутким душам и открытым взглядам, я становилась учителем, шлифовала свое мастерство. И ни разу не пожалела, что стала педагогом.

К чему я об этом говорю? Настоящий учитель выбирает дорогу раз и навсегда. И никогда не сворачивает с этого пути, каким бы тернистым он не оказался. Нет карьеры учителя, есть учительская судьба. Учитель приходит в школу учителем и уходит в мир иной тоже учителем .

У И.С.Тургенева есть такие слова: «Когда переведутся такие люди, как Дон-Кихоты, пускай закроется навсегда Книга Истории. В ней нечего будет читать». Она не закроется, пока живут на свете настоящие учителя.

Все-таки удивительная у нас профессия! Иногда смотришь, учитель без особого педагогического мастерства, и опыта у него совсем мало, а вот тянутся к нему ребята всей душой. А бывает и наоборот, к сожалению. Тысячу раз прав Роберт Рождественский (цитирую):

Не на словах, а по вещей традиции,

которая завтрашней жизни под стать.

Учителем надо сначала родиться

и только после этого – стать!

Всей душой не приемлю современную фразу: «Учитель в школе, чтобы учить, давать знания. А воспитывать и любить должны родители». Настоящий учитель – это не тот, кто учит, между делом воспитывает, иногда любит. Настоящий учитель вместе с учениками живет, любит, радуется, огорчается, плачет (и такое бывает!).

Я знаю, и слову свидетелем Бог,

Что просто и гордо звучит: педагог!

И что освещают все наши пути

Три слова: СПАСИБО! ЛЮБЛЮ! И ПРОСТИ!

Как важно научить ребенка благодарить и дарить благо! Как важно внушить ему смысл привычного слова «спасибо»! И при этом не забыть благодарить его, маленького мудреца, который просто на слово не поверит.

И любви его одними словами, пусть даже тщательно подобранными, на классных часах не научишь. Любовь не бывает краткосрочной или временной. А дети точно знают, как ответить: любовью отвечают на любовь. И, наверное, нет большей награды и более высокого звания, чем звание «любимый учитель». А оно дается именно ими, учениками, и «за особые заслуги»!

Умение прощать – это не слабость, это признак большой и сильной души. Это такая колоссальная работа души, что часто на нее не хватает ни душевных сил, ни нужных для этого слов здесь и сейчас, ни времени. Для наказания всего этого не нужно, там все просто! Зато сколько добрых чувств рождается в детских душах прощением! И как это надолго запоминается!

В.А. Сухомлинский писал: «Искусство и мастерство педагога как раз и заключаются в умении сочетать сердечность с мудростью».

Мозаика учительской души складывается из одних драгоценных самородков. И пусть они не всегда яркие и сверкающие, пусть иногда так нуждаются в огранке, но всегда бесценные в целостной картине учительской судьбы. И только тогда учитель бывает по-настоящему счастлив, когда, спустя много лет, увидит результат своего труда в своих учениках.

Дорогие мои коллеги, накануне нашего профессионального праздника, Дня работников образования, позвольте мне произнести слова благодарности каждому из вас: совсем не просто сегодня быть учителем и оставаться им до конца. В густой паутине социальных сетей и онлайн – технологий почти не остается места живому чувству и простому общению. Но вы не сходите с выбранной дороги, а значит, почва, в которую вами обильно засеваются семена любви, благодарности и благодати, обязательно пустят свои мощные ростки и дадутбесценныеплоды. Будьте здоровыми! Будьте счастливыми! Пусть в семьях будет тепло и уютно! Пусть в вашей жизни будет множество поводов гордиться своими учениками! И пусть никогда не зарастает тропа к учительскому сердцу!

Светлана Тодорова, директор Дмитровской школы